|
1. Грузооборот
Грузооборот –
совокупность выполняемых транспортом грузовых перевозок предприятием,
отраслей, государством, между чем-либо. Грузооборот измеряется в
тонно-километрах, но иногда используется как показатель просто тоннаж.
Для характеристики
грузооборота государства, какой-то территории, определенного
направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А
для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции
или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется
только тоннаж.
Общехозяйственном
значение страны, экономическом хозяйстве территории, предприятия и т.д.
грузооборот показывает объемы экономических связей между ними или
иными хозяйственными образованиями, государствами, районами,
предприятиями. Показывает на пропускные возможности транспортных
объектов и т.д.
По характеру этих
связей грузооборот, например, государства подразделяется на внутренний и
внешний, межгосударственный. Грузооборот также разделяется на: на ввоз,
вывоз, транзит и местные грузоперевозки.
Грузооборот определяет
уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической
активности в определенный период и т.д.
Рост грузооборота
показывает рост торговли, развитие экономики, наоборот, падение
грузооборота указывает на снижение экономической активности.
Значительные падения грузооборотов, как правило, наблюдаются в период
кризисов. Падение грузооборота на каком-либо определенном направлении
характеризует снижение или разрыв каких-либо экономических связей между
этими районами, либо проблемы у предприятий в этих районах.
Весь грузооборот
принято разделять на пять составляющих, по видам транспорта:
1. Грузооборот
железных дорог. Это самый массовый и дешевый вид транспорта.
Грузооборот железных дорог, например, составляет 4/5 всего грузооборота
России. Дальнейшим путем развития этого направления грузооборота
является строительство новых железных дорог. Чем выше сеть железных
дорог в государстве, тем дешевле будут все совокупные грузоперевозки.
2. Грузооборот
водного транспорта. Грузооборот водного транспорта подразделяется на
внутренний и внешний (морской). Это тоже достаточно дешевый вид
транспортировки грузов. Но единственный минус этого транспорта – его
сезонность. Особенно, это важно для России, судоходные реки которой, в
большинстве своем зимой покрывает лед и судоходство закрывается. В
навигационный период грузооборот внутреннего водного транспорта
составляет 10-15 процентов от общего грузооборота России.
Морского грузооборота 5-7 процентов. Морской грузооборот в основном
обеспечивает экономическую связь с другими государствами. Причем для
России, это в основном транспортировка нефти и нефтепродуктов.
3. Грузооборот
автомобильного транспорта. Этот вид транспортировки грузов полностью
зависит от наличия и качества дорог. Автомобильный транспорт
обеспечивает основную часть небольших грузоперевозок, в основном
обеспечивает грузоперевозки между предприятиями, подвозку грузов к
железнодорожным станциям отправления, портам водного транспорта и
воздушного транспорта, а равно, как и вывоз грузов от станций прибытия
железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Транспортировка
грузов автомобильным транспортом возрастает, хотя перевозки железной
дорогой или водным транспортом дешевле, но они требуют дополнительных
погрузочно-разгрузочных работ, и далеко не в каждую точку страны можно
доставить груз с их помощью. Поэтому грузоперевозки автомобильным
транспортом из-за своей лучшей мобильности начинают вытеснять перевозки
другими видами транспорта.
4. Грузооборот
воздушного транспорта. Эти перевозки являются самыми дорогими, но
часто и необходимыми, особенно когда груз надо доставить быстро и на
дальнее расстояние. Кроме этого существуют еще и места, куда груз можно
доставить исключительно только воздушным транспортом, например, в тундру
вертолетом, где вообще еще нет дорог. Это особенно характерно для
России.
5. Грузооборот
трубопроводного транспорта. На сегодняшний день наиболее
перспективный, особенно для России вид транспорта для жидких и
газообразных грузов. Сегодня Россия в значительной мере связана как с
ближним, так и дальним зарубежьем сетью трубопроводов: газовых и
нефтяных. Благодаря этим трубопроводам Россия имеет возможность
стабильно обеспечивать этими видами сырья соседние государства.
Развитие того или иного
вида транспорта полностью зависит от потребности в нем народного
хозяйства, развития транспортных артерий, транспортных машин и т.д. |