Защита внутренней экономики
Всякое государство,
если, конечно, оно нормальное, должно стремиться к развитию своей
экономики и росту благосостояния своего народа. Сегодня, как впрочем
и ранее, для этого государству надо развивать производство, повышать
производительность труда, и стараться быть как можно менее
зависимыми экономически от других государств, но при этом используя
и внедряя у себя все передовые технологии развития экономики других,
развивая при этом выгодную торговлю для себя. Для управления этими
процессами, начиная с появления купечества (первых внешних обменов),
сначала общины и племена, а затем и государства исторически
выработали четыре основных метода защиты своей экономики:
запретительный, метод внешней регулировки торговли, повышение
конкурентоспособности своих производств и валютно-денежное
регулирование.
Запретительный метод
Уже само по себе название метода говорит
само за себя, а именно, государство просто напросто запрещает совсем или
ограничивает производство или ввоз определенного продукта (товара),
который может привести к отрицательным последствиям для экономики
государства. Например, запрет или ограничение на производство сигарет
или алкоголя (в целях борьбы за здоровье своих граждан). Но к полным
запретам на производство чего-либо, государство прибегает в
исключительных случаях, обычно оно предпочитает вводить определенные
ограничения. А вот к запретам в торговле, полный запрет на определенные
товары возможен, например, наркотиков. Но, важнейшими запретами для
защиты своей экономики являются не столько внутренние запреты или
ограничения сколько запреты и ограничения внешние, например, запрет на
вывоз зерна, что было сделано Правительством России в 2010 году в виду
неурожая. Или, наоборот, запрет на ввоз, например, старых автомобилей,
дабы поддержать свой автопром или запрет на ввоз молочной продукции из
Литвы из-за плохого качества, и т.д. Во всех случаях государство
старается обезопасить или снизить опасность негативных явлений в
санитарном, социальном или экономическом состоянии своей страны,
вызванных излишним или вообще появлением тех или иных товаров на
территории государства. Но запретительные меры – это, как правило, меры
чрезвычайные.
Метод внешней регулировки
Метод внешней регулировки сводится к
процентному или к денежно-натуральному обложению определенных товаров
пошлиной. Причем эти пошлины могут быть как ввозными, так и вывозными.
Ввозные пошлины применяются в основном с целью защиты от демпинга или с
целью защиты вполне определенного своего производства (отрасли). Так как
разные виды производства в разных странах имеют большое различие по
своему качеству и скорости (затратам, производительности труда) в силу
разных причин, то производство отдельных товаров в какой-то стране может
оказаться намного дешевле, нежели в других странах. Этот факт дает
возможность по сути этому государству, продавая данный продукт другим по
относительно низким ценам развивать свою экономику за счет стран
импортеров. Или какое-то государство для захвата определенного рынка
может искусственно временно продавать какой-то товар по заведомо
заниженным ценам, то есть заняться демпингом, выживая тем самым с
внутреннего рынка как внешних конкурентов, так и убивая местное
производство этого товара. Вот для этого и нужны ввозные пошлины. То
есть, главная задача ввозных пошлин – это защита своего производителя.
Вывозные пошлины предназначены
преимущественно для ресурсных товаров: различного сырья, топлива,
полуфабрикатов, отдельных материалов и т.д. Вывозные пошлины служат в
основном для хорошего пополнения бюджета, и, во-вторых, являются
препятствием разбазаривания ресурсов страны за копейки в угоду
определенной кучке лиц. Не секрет, что торговля ресурсами, которая
лежала еще в основе зарождения купечества, была и является самой
выгодной торговлей и сегодня, так ее основным производителем является
природа, а меновая стоимость большей части ресурсов в странах, где
таковые отсутствуют очень высока, поэтому продажа ресурсами и выгодна. К
сожалению, сегодня Россия в этой области ведет не лучшую политику,
продолжая своими ресурсами кормить другие государства, продавая свои
ресурсы другим государствам за их же деньги, то есть помогая им дважды
(первое – это отдаем ресурсы, второе поддерживаем их валюту, а, значит,
условно платим еще и валютный налог государству, которое эту валюту
выпускает). А во-вторых, Россия вывозит за кордон бесценное сырье, а
замен, в подавляющем большинстве ввозит из-за границы то, что может и
должна производить сама. Ну, и в-третьих, что же выгадывают большая
часть граждан России от этого вывоза? Увы, крайне мало или вообще
ничего!
Метод повышения конкурентоспособности
своих товаров
Если не учитывать разные иные влияния на
производство, то в основе конкурентоспособности лежат два кита: качество
и скорость производства. Первое определяет потребительную стоимость
товара, а второе его себестоимость. Качество, конечно же зависит от
применяемой технологии и умения работников, и здесь, конечно,
государство должно помогать (стимулировать) производителям переходить на
новейшие технологии и развивать профессиональное образование.
Второй же фактор, себестоимость, как ни
странно также во многом зависит от политико-экономической грамотности
правительств, которые по возможности не должны накручивать себестоимость
своих производств, а, наоборот, быть заинтересованными в ее снижении,
дабы товары произведенные в государстве могли бы лучше продаваться,
причем как внутри страны, так и виде экспорта. Чем же государство
искусственно удорожает продукцию? Первое - налогами и сборами,
входящими в состав себестоимости продукта, и второе - излишними
учетно-бюрократическими препонами. Например, разве нельзя платить налоги
на основе только бухгалтерского учета? Зачем дополнительно вводить учет
налоговый? Зачем искусственно усложнять бумажную работу? И то и другое
находится введении Минфина и совместить оба учета можно и нужно. Или нам
не важно сколько дополнительного труда, бумаги, оргтехники и т.д.
используется для этого. Почему государство не желает считать затраты
производителей? А пора бы.
Что же касаемо налогов. Все налоги,
которые влияют на себестоимость продукции (налог на добычу полезных
ископаемых, налоги на заработную плату и т.д.) должны быть минимальными,
а вот уже внешние налоги (акцизы, пошлины) можно повышать до
оптимального. Тогда составляющая налогов в себестоимости снизится, а
значит снизится и сама себестоимость, что сделает более дешевым и
привлекательным внутреннее производство, а значит и конкурентоспособным,
и завлекающим инвесторов для развития производства именно в этом
государстве. Конечно, не стоит снижать НДПИ на добычу сырья, ведущего к
загрязнению окружающей среды, а по остальным позициям вполне допустимо.
Налоговая система России, конечно же требует глубокой переработке, а то
все сырьевые преимущества перед другими государствами при такой системе
сводятся на нет. Не стоит Минфину просто копировать чью-то налоговую
систему и слепо ею пользоваться, хорошо бы и самим немного подумать. В
каждом государстве свой уровень экономического развития и свои
возможности, а стало быть, и налоговых схем может быть много.
Правильная экономическая политика
наиболее важна для государств с топливно-сырьевой экономикой, таких как
Россия, Казахстан, Туркмения и других. Именно благодаря наличию и
возможности добычи относительно дешевых ресурсов эти государства
способны сделать большой скачок в развитии экономики при правильной
налоговой политике, а не слепом копировании ее у государств с совсем
иным экономическим укладом. За последние годы Россия вывезла огромное
количество своих ресурсов за границу. А что получили взамен? Может
высокий и дешевый уровень медицинского обслуживания или достойные
пенсии? Может быть завезли новые технологии или начали развивать
высокотехнологичное производство? Наверное подняли сельское хозяйство?
Увы, ни на один вопрос нельзя ответить утвердительно. Зато олигархи
плодятся и богатеют, и деньги Российские рекой бегут за рубеж, и все
это результат действующей налоговой системы и непродуманной продажи
ресурсов.
Валютное регулирование
Еще одной важной составляющей защиты
своего экономического пространства является валютное регулирование.
Самое лучшее, конечно, это когда валюта страны является на внешнем рынке
достаточно стабильной. Но, это не всегда зависит от возможностей
государства, здесь уже большое влияние оказывают экономические политики
других стран. Но, разумеется, следует знать, что для защиты своих
производителей на внешнем рынке, курс валюты страны не должен расти
просто так, это вызовет искусственное повышение стоимости вывозимой
продукции, а вот для защиты импортеров, как раз наоборот, своя валюта не
должна обесцениваться, так как в этом случае на нее можно будет купить
заграничного товара меньше, да и дороже. Поэтому, многие государства
иногда идут на такие хитрости, дабы приоткрыть побольше зеленого света
для своих, либо экспортеров, либо импортеров, в зависимости от ситуации.
Например, понимая значительность веса доллара в международной экономике,
США периодически устраивает встряску всем странам, дабы улучшить
ситуацию в своей экономики за счет других, подчас искусственно меняя
курс своего доллара в нужную сторону. Последнее время чаще понижая его.
Вот, например, последний всемирный кризис, который зародился в США, и от
которого пострадало большинство наиболее экономически зависимых стран,
довольно мало коснулся самих США, так как большую часть своих
экономических проблем они переложили на плечи других при помощи
правильного управления курсом доллара. Вот поэтому, важной задачей
государства является умение управлять своей валютой в бурном
международном океане валют мира, и не стоит особенно надеяться на свой
«золотой запас» в чужих валютах, уж лучше его иметь в золоте или нужном
товаре (в нефти, в газе, металле и т.д.), нежели в чужой валюте. Не
стоит относительно бедным государствам инвестировать в экономику и без
того богатых. J)
|