Анонс
Учет
Экономический анализ
Услуги сайта

Новый эконом

Основы современной теории экономики, обмен, деньги, прибыль...

Основы экономики История экономики Экономика России Книга "Обмен"
Наноэкономика Микроэкономика Макроэкономика Мегаэкономика
Уважаемый читатель Вы можете написать автору о своих пожеланиях в плане написания статей и другом...

Основы экономики
Автор Константин Гусев

Общество

        Общество – это совокупность людей, объединенных общими для них в определенный период времени условиями жизни и интересами. Понятие общества не сводится только к определенным производственным отношениям, как это иногда утверждается. Общественные отношения людей вытекают не только из отношений по поводу производства, но и создаются интересами защиты, половыми отношениями, отношениями к природе и к вере и другими факторами. Человек работает, для того чтобы жить, а не живет, для того чтобы работать. Хотя некоторым слоям общества, находящимся у власти очень бы хотелось варианта наоборот, как это было во времена рабства или феодализма, например. Жизнь каждого человека состоит не только из работы, но и других, порой для него куда более важных интересов. Общество проявляет себя как высшая среди животных ступень развития живых организмов известных на Земле.

      Сегодня нам известно, что человечество в своем развитии общества прошло такие ступени как ранее стадо, развитое стадо, матриархальный род, патриархальный род, соседскую общину, племенное общество, рабовладельческое, феодальное, ранее капиталистическое, условно-социалистическое и нынешнее – развитой капитализм. Большинство стран сегодня находятся на стадии обществ с развитым капитализмом. Разумеется, что данное развитие общества не последняя ступень в своем совершенстве. Стоит отметить, что развитие общества происходит по законам развития интересов большинства активных людей. Именно активные люди создают идеи, идеологию, пути развития общества, остальная часть человечества, как правило, просто следует за ними, или молча принимает новые условия.

       Первое общество людей, если так можно сказать, мало, чем отличалось от простых объединений многих видов животных, потому также называлось стадом. Первые стада человека были простыми в основном не постоянными группами, которыми «руководил» вожак. Вожак – это была, как правило, самая сильная особь среди своего стада, вокруг которой просто объединялись другие, обретая большую защищенность, возможность дополнительного питания «со стола вожака» и размножения. В основном же, не смотря на стадное объединение, каждая особь преимущественно питалась самостоятельно, и устраивалась на ночлег, где придется, но вблизи остальных собратьев.

       Далее постепенно, стада человека стали обретать все более постоянную основу, в результате чего у вожака появились помощники, его «приближенные», из постоянной основы стада. Благодаря этому, человек в групповых действиях стал действовать значительно успешнее. Роль вожака стала более обширной, его важнейшей функцией становилась функция организатора совместных действий. Поэтому на роль вожака уже претендовали не только самые сильные особи, но и особи более умные, и способные к организации других. Именно в этот период своего общественного развития человечество освоило огонь и стало общаться при помощи речи, в начале, разумеется, не многословной.

        Постоянство стада постепенно переродилось в родовые отношения, где человек был объединен друг с другом родственными узами, в основе которых, почти всегда, была общая мать (бабушка). В виду хаотичности половых отношений в тот период, узнать, кто есть отец того или иного ребенка, было весьма проблематично. Поэтому все родственные отношения строились на принадлежности к той или иной женщине. В виду этого значение женщины в новой общественной ступени стало главенствующим, тем более, что в тот период женщина стала уже и хранительницей родового очага. Все это и дало название новой общественной ступени развития как Матриархат или матриархальный род. В период Матриархата, человечество прошло два важнейших экономических события – это первое и второе общественное разделение труда. Первое разделение труда свелось к разделению общих внутриродовых обязанностей: на женские и мужские. Это привело к значительному по тем временам росту общественной производительности труда. Далее, на основе различия человека друг от друга, произошло и второе общественное разделение труда – внутри рода стали появляться умельцы, которые определенный вид работы выполняли лучше других. Стали появляться лучшие рыбаки, охотники, сборщики разных плодов и т.д.

         Благодаря второму разделению труда и появлению специалистов в основном у мужчин, с одной стороны, роль этих мужчин внутри рода значительно возросла. Постепенно изменились и половые отношения внутри рода. Сначала были наложены запреты на вступление в общий брак лиц разных поколений, а затем внутри рода зародился и парный брак, в котором значение мужчины, как основного добытчика стало приоритетным. Отцы детей теперь были известны. Так род из Матриархального плавно перешел к Патриархату. Патриархат в чистом родовом виде длился не долго, довольно скоро человечество перешло к новой ступени своего общественного развития.

         Кроме возросшей значимости мужчин внутри рода, многих мужчин, особенно хороших умельцев, стало не устраивать деление общей добычи по принципу всем поровну, так как менее умелые члены рода в таком случае становились частичными иждивенцами. Этот факт привел к постепенному выделению из рода отдельных больших патриархальных семей со своим признанным среди рода обособленным имуществом. Эти патриархальные семьи стали вести свои независимые хозяйства. Но ввиду определенной специализации таких отдельных семей, и некоторой плохой умелостью в выполнении ряда иных работ, эти семьи стали проводить взаимовыгодный обмен некоторыми продуктами между подобными семьями или остальным родом. Открытие человечеством взаимовыгодного обмена трудно переоценить, потому что он открывал человечеству бесконечный путь в развитии экономики. Благодаря взаимовыгодному обмену человечество имело возможность постоянно повышать как индивидуальную, так и общественную производительность труда. Этим наследством (обменом) человек пользуется до сих пор, и будет еще долго использовать в своих экономических отношениях. Эта новая ступень развития человеческого общества стала называться соседской общиной, в которой благодаря обменным процессам, стала быстро развиваться производительность труда, а внутри общества отдельные семьи стали все более обособляться, и приобретать благодаря различному уровню умения разную ступень благосостояния. Общество перестало быть материально однородным, и строго подчиненным одному лицу – главе рода, появился общинный совет, состоящий из наиболее активных и умелых представителей отдельных семей.

         Но человеческое общество способно преобразовываться не только внутри себя, но и вширь. Так появились первые племена, состоящие, как правило, из близких по родству и территориально общин. Данное объединение общин привело также ко многим положительным моментам, во-первых, возросли возможности защиты, как от хищников, так и себе подобных, настроенных агрессивно; во-вторых, появились дополнительные возможности взаимного экономического обмена; в-третьих, улучшились возможности и брачных отношений. Племя во всех отношениях было более выигрышным в сравнении с отдельной общиной. Общины, не вступившие в племена, достаточно быстро стали вырождаться. Кроме того, появление племен, особенно с объединением общин, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, и имеющих вследствие этого различные природные ресурсы, породили новый, до сего времени невиданный по своей выгоде обмен, обмен купеческий. Благодаря купеческому обмену племенное общество получило еще один большой прорыв в повышении уровня общественной производительности труда. А далее, благодаря купеческому обмену, произошло третьи крупное разделение труда, на сей раз уже не внутреннее, которое происходило внутри общества (общины), а между обществами. Появилась, если так можно сказать, межобщинная, а затем и межплеменная специализация. Общее хозяйство человечества разделилось на две отрасли: земледелие и скотоводство. Разумеется, что обмен между скотоводческими сообществами и земледельческими были взаимовыгодными и поддерживались в основном купечеством. Кроме того, развитие купечества породило для человечества и такое понятие как товар-посредник и деньги, после открытия человечеством металлов.

        Следующая ступень развития человеческого общества – это появление государства. Если до государственности, все отношения людей поддерживались в основном традициями и добровольным признанием тех или иных социально-экономических моментов жизни, то с появлением государства появилось понятие закона, а именно определенных жизненных норм, поддерживаемых принудительно. Конечно, появление государственности привнесло в жизнь их граждан определенный порядок, но данный порядок в большей степени давал права одним в ущерб другим. Если до государства все отношения людей стоились на принципе добровольности, то с появлением государства, отношения людей во многом приняли вид принудительности. Принуждение появилось вследствие внедрения, сначала в отдельные семьи (началось с ростовщиков), лиц не семейного происхождения, а сторонних, появившихся с целью отработки долгов, которые они не могли вернуть в соответствующей денежно-вещевой форме. С увеличением имущественного расслоения и нарастающем различие в определенной умелости, значительном развитии ростовщичества, количество таких должников росло. Использование должников, таким образом, в семейных хозяйствах, показало достаточную выгодность этого процесса (процесс частичного иждивенчества). Поэтому вскоре стали появляться вечные должники-отработчики или рабы. Не секрет, что рабство появилось сначала как рабство внутреннее, а уж затем внешнее. Выгодность рабского труда и «всемогущество денег» (к тому времени) привели к появлению множества захватнических войн, целью которых стали рабы и деньги (серебро, золото, драгоценные камни). Но для таких войн и для удержания потом завоеванных рабов в подчинении, государства стали создавать себе армии. Увы, содержание армий и да и государства как такового с его главой, требовались деньги, которые, разумеется, стали брать у своих граждан, причем насильственно. Так появились и первые государственные поборы. Причем государство всегда брало и берет столько, сколько считает нужным само, а не столько, сколько бы получало, если бы обменивало свои услуги с гражданами на взаимовыгодной основе. Этим самым, государство навсегда поставило себя в разряд всенародного иждивенца, диктующее как жить тем за чей счет оно существует. J) Увы, первые государства, к сожалению, возникли не как защитники своих народов, а как поработители других. Поэтому и общество того периода принято называть рабовладельческим.       

       Понятно, что общество, основанное на явной эксплуатации меньшинством большинства, не будет существовать долго, даже, если оно поддерживается силой. Но, кроме того, что рабовладение в значительной степени не справедливо социально, оно еще и не выгодно экономически. Эксплуатируемый ни когда не будет работать высокопроизводительно, да к тому же, чтоб он хоть как-то работал, необходимо содержать большую армию надсмотрщиков, содержание которых также не положительно влияло на экономику. Поэтому на смену рабству пришло другое, более справедливое общество – феодализм. В этом обществе сам по себе человек уже имел возможность хоть немного работать на себя, а не только на хозяина. Если при рабстве весь продукт созданный рабом принадлежал хозяину, а он лишь отдавал рабу минимум на его жизнеобеспечение, то при феодализме крестьяне отдавали либо часть готового продукта, либо часть своего рабочего времени. Конечно, это был экономический прогресс, но все же слишком малый для того, чтоб общество развивалось более полноценно.

        Вот следующая стадия развития общества, ранний капитализм, предоставляла гораздо больше свобод человеку. По крайней мере, юридически каждый человек имел почти равные права. Общество свободной экономики сделало большой скачок практически во всех областях развития. Но, в то же время, как мы понимаем, общество полной свободы ведет, так как все люди разные, к значительному расслоению общества, как экономическому, так и социальному, да и духовному тоже. Если считать, что принцип природы «выживает сильнейший», что характерно для всех животных, справедлив и для человека, тогда – это общество было бы почти идеальным. Но, человек считает себя более разумным и гуманным, а потому общество «дикого капитализма», конечно же, стало изменяться.

        Одним из вариантов такого изменения, стали социалистические революции, цель которых была благая – подравнять возможности каждого человека в своей жизни и развитии. Но, как нам известно, благие намерения остались в основном на бумаге, да на митингах, призывающих к новой жизни. В результате люди лишились многих своих прав, взамен ни чего нового, хоть и ожидаемого, не приобрели, но при этом в кровавых спорах потеряли четверть населения. С экономической точки зрения имевший место социализм был значительным шагом назад, так как в своей основе имел общую общественную распределительную систему, которой в последний раз пользовались в конце Патриархата, и которая с треском развалилась. Но видно идеологи от марксизма плохо изучали историю, особенно экономическую ее часть. Разумеется, что с какими намерениями они не пришли к власти, развить нормально экономику с такой системой было невозможно. Вот потому-то государство и бросило все силы на укрепление самого государства, а не на чаяния своих народов. Конечно же, такое государство могло существовать только при значительной силовой и пропагандистской поддержки. Как только все это немного ослабло, принудительное социалистическое государство лопнуло.

        Отчасти развиваясь само по себе, отчасти вследствие различных забастовок и революционных движений, но ранний капитализм со своей малой управляемостью, постепенно стал приобретать и социальные черты, становясь все более цивилизованным обществом. Современный капитализм, существующий в Западной Европе и Северной Америке, конечно же, не является эталоном развития человеческого общества, но, тем не менее, пока это лучшее, что есть для человека. Не зря многие из других государств с иным общественным устройством стремятся в эти страны. Разумеется, что данное общество и далее будет совершенствоваться. Пойдет ли это совершенствование эволюционно или революционно пока трудно судить, но одно понятно, с каждой новой ступенью своего развития общество стремиться к более справедливым отношениям, и с точки зрения экономики, и с точки зрения прав и свобод, и точки зрения защищенности от различных негативных обстоятельств и других аспектов.

        Интересным путем ныне развивается Китай, уже не социализм (по марксиско-ленински), но и не классический капитализм. Быть может, Китай преподнесет всем сюрприз и создаст новую ступень в развитии общества. Сохраняя определенные социалистические традиции, Китай в экономике запустил рынок. Возможно, это то чего лишилась Россия, пойдя назад в своем развитии, а не вперед, лишив своих граждан ряда общественных достижений, опережающих имеющихся в цивилизованном капитализме. Нырнув сразу  в отношения дикого капитализма, отчасти навязанного извне, Россия понесла большие потери в плане своего поступательного развития. Да и сегодня вся экономика России, по сути, сводится к распродаже природных ресурсов в основном в угоду кучке олигархов, которые вырученные денежки усердно инвестируют в иные государства. Хотя по конституции все недра страны принадлежат народу. Вся дикость капитализма в России привела граждан исключительно к денежным отношениям, духовные начала человека ушли в дальний угол. Да, и реальные права, которые были предоставлены в начале перехода от социализма к капитализму человеку, значительно уменьшились. Увы, реальная защищенность человека в России как экономическая, так и моральная и физическая, сегодня уступают аналогичной защищенности при бывшем социализме. А тогда зачем и кому нужна такая перестройка? Увы, во всех революциях, перестройках и реорганизациях общества, в первую очередь главный выигрыш получает лишь малая часть граждан этого государства, остальные по большей части получают обещания. J)

         Вероятно, что будущее общество, которое скорей всего плавно начнет менять нынешние будет построено на принципе предоставления равных прав и возможностей всем своим гражданам для собственного развития и развития своих семей. А для этого с юридической точки зрения должно значительно уменьшиться реальная власть денег на права граждан, каждый человек должен иметь равные права и доступ к природным ресурсам, а не как ныне. Полностью должен быть ликвидирован частный монополизм. Реальное обеспечение всех видов социальной защиты, включая и жилье. Рыночные отношения должны быть рыночными, конкурентными, но не грабительскими. Увы, сегодня даже законодательно, многие частные предприятия ставятся в приоритетные условия в сравнении с другими. Более подробно об этом будет изложено в программе.   

 





счетчик посещений Рассылка 'Новый эконом'

Явление природы - Ветер Что такое ветер и как он возникает...

Птица Аист Где живет аист, какие бывают аисты...

Птицы мира

Школа спринта Основы быстрого бега, периоды, структура и примеры тренировок...

Зверь Лиса Красивый зверь лиса, повадки, окрас, строение...

Новый эконом

Наши легкоатлеты Авилов, Борзов, Брумель, Исимбаева, Лусис, Санеев...

Рыбы мира Белуга, Вьюн, Вобла, Горбуша, Голавль, Кета, Карась, Окунь, Пескарь и другие...

Работа, дело

Рыба Пескарь Прекрасная рыбка Пескарь, любитель чистых речек и песка...

Здоровая пища
Анонсы, Абрикосы, Бананы, Виноград, Капуста, Картофель, Лук, Морковь и другие ...

Школа метателя Поготовка метателей копья, гранаты, ядра, диска, молота, примеры тренировок...

Звери мира

Ярославские свадьбы Свадьбы в Ярославле, традиции, места проведения и другое...

Птица Воробей Популярная птица России воробей, основатель наибольшего отряда птиц...

Физкультура


Отряды птиц
Воробьиные, Веслоногие, Буревестники, Куриные...

Макроэкономика
Экономика государства, бюджет, налоги, пенсии, инфляция...

Школа спринта
Учись быстро бегать, тренировки...

Птицы на А и Б
Аист, Альбатрос, Авдотка, Бекас, Баклан, Буревестник...

Мегаэкономика
Международная экономика, разделение труда, сырья, капиталов...

Школа метателя
Техника, физиология, этапы и периоды подготовки, структура и примеры тренировок...

Основы экономики
Понятия, Законы, Аксиомы, Производство, Разделение труда, Обмен, Прибыль...

Школа прыгуна
Прыжок в длину, тройной, прыжок в высоту...

Работа
Выбор профессии, обучение, поиск, собеседование, карьерный рост...

Птицы на В и Г
Варакушка, Воробей, Ворона, Грач, Гриф, Гусь...

Школа многоборца
Виды легкой атлетики, этапы и периоды подготовки, структура и примеры тренировок...

Своё дело
Теория, практика, учет, финансы...


Легкая атлетика

Зверь Бурый медведь Мощный, красивый зверь, символ России и ряда ее городов...

Спутник Луна Луна, ее строение, свойства, влияние на Землю...

Птица Гусь Красивая дикая и домашняя птица Гусь, повадки, окрас, строение...

Газета А589

Растения мира, флора Акация, Астра, Аир, Анчар, Береза, Белена, Багульник и другие...

Школа прыгуна Подготовка прыгунов в длину и тройным, примеры тренировок...

Птица Соловей Соловей - лучший певец лесов, парков и садов России...

Природа

Здорово!
Состояние здоровья, поддержание и улучшение здоровья, лечение...

Десятиборье, Семиборье Таблица очков для многоборий в легкой атлетике...

Космос, вселенная

Свой сайт
Изучение языков HTML, CSS, JavaScript, создание и размещение своего сайта...

Отряды птиц Воробьиные, Голенастые, Буревестники, Дятлообразные, Веслоногие, Куриные, Хищные...

Кафе "Одесса", Ярославль

Анонс Основы экономики История экономики Экономика России Наноэкономика Микроэкономика
авторский сайт Гусева К.Б. © 2011 "Новый эконом" Почта:   ab1100678@yandex.ru